CSS Drop Down Menu by PureCSSMenu.com


Воспитание Человека


дети
Все взрослые – бывшие дети, это закон природы. Каждый взрослый имеет богатый опыт, как быть ребенком. Кто-то подробно помнит детство, свои радости и обиды, удачи и промахи, а кто-то схематично и отрывисто. Почти никто не помнит достоверно о своих разногласиях со взрослыми в переходный период. Так распорядилась матушка-природа, пряча детские воспоминания о конфликтах и отсутствии взаимопонимания с окружающими в глубокую тень. Тем не менее, в вопросах воспитания почти все родители интуитивно опираются на свой опыт и свои воспоминания о хорошем и плохом. Некоторые этим и ограничиваются, дополняя жизнь ребенка кружками, параллельными школами или спортом. Другие читают классиков-педагогов прошлых лет и наших современников, журналы по педагогике и психологии, обсуждают подходы к воспитанию на встречах или форумах.

В  старину, когда на свет рождался малыш, его близкие хотели, чтобы он был здоровеньким, а остальное, как судьба сложиться. Затем к пожеланиям здоровья добавились надежды на благополучную личную и семейную жизнь. В наше время родители хотят, чтобы человек состоялась полностью, был успешен, имел достойный социальный статус, реализовал свой потенциал, осуществил мечты и надежды.

С  этой точки зрения очень интересен список из 7 ошибок современных родителей американского эксперта по лидерству психолога Тима Элмора. По его мнению, ошибки вызваны стремлением родителей к счастью своих детей «здесь и сейчас», а будущее отложено на неопределенное потом. Этот список широко обсуждается в социальных сетях. Но сначала небольшое отступление. Разные культурные коды и историческая память не позволяют перенести постулаты и советы по воспитанию детей других народов, например, тибетские или японские, в наши семьи. Однако в каждой системе можно найти подходящие рекомендации и способы их применения для нашей действительности, особенно сейчас, в эпоху безграничной коммуникации и постепенного стирания различий между народами.

Обобщения Тима Элмора можно считать универсальными, они перекликаются с соображениями о воспитании великих французских мыслителей, В. Сухомлинского, К. Ушинского, но адаптированы к нашему времени.

1). Нельзя запрещать детям рисковать. Излишняя защита и опека от любых неприятностей, таких как падение с велосипеда и ободранные коленки, ссора с другом, нелепый макияж и неудавшееся свидание, обернутся страхами и фобиями взрослого человека. Отсутствие риска в детстве в будущем превратится в высокомерие, которое соседствует с низкой самооценкой.

2). Нельзя очень быстро бежать на помощь. Непрерывное вмешательство в детскую жизнь, разрешение всех проблем и трудностей приучает ребенка к мысли, что взрослые всегда исправят все ошибки и устранят все неудачи. Это помешает стать взрослым компетентным ответственным человеком.

3). Нельзя все время восторгаться своим ребенком. Если родители считают своего ребенка «победителем» всегда и во всем, что не может соответствовать реальности, то результатом будет не повышение самооценки подростка, а его сомнения в объективности родителей и стремление избежать сложности жизни, в том числе обманывая и жульничая.

4). Нельзя, чтобы чувство вины затмевало хорошее поведение. Нельзя требовать от ребенка, чтобы он любил своих родителей каждую секунду, и баловать его за это. Надо уметь ему отказывать, говорить «нет» или «не сейчас». Это будет мотивировать к борьбе за свои приоритеты. Нельзя строить отношения с детьми на основе материального стимула, вознаграждая за хорошее поведение или оценку, особенно в многодетной семье.

5). Нельзя скрывать свои ошибки, сделанные в детстве. Каждый подросток хочет получить свой жизненный опыт, не надо его останавливать и запрещать. Зато можно направить и помочь, рассказав о себе в этом возрасте, своих ошибках и их результатах, об уроках, которые вынесли в поисках своего счастья и своих промахов.

6). Нельзя принимать талант или интеллект за зрелость. Образно говоря, если ребенок играет на фортепиано, как Рахманинов, это не значит, что он умеет варить суп, как Похлебкин. Маленький шахматист или поэт может решать задачи или писать лучше взрослых, но не быть готовым к реальной жизни.

7). Нельзя не делать того, что требуете от детей. Всегда переходите дорогу на «зеленый свет», говорите правду, помогайте другим членам семьи, если хотите, чтобы дети поступали также. Когда взрослые соблюдают нормы поведения, много работают, ухаживают за старшими членами семьи, то и дети знают, что поступать надо именно так!

Однако выполнение только этих правил недостаточно для воспитания самостоятельной мыслящей гармоничной личности, ведь мир гораздо сложнее.

Хочется отметить еще несколько важных вещей:

• Несмотря на неокрепшую детскую психику, каждый ребенок в процессе взросления должен прочитать книги о Великой Отечественной войне и ГУЛАГе писателей и поэтов, которые были свидетелями и участниками этих событий, пережили трагедию и ужас того времени. Такое чтение не только закалит душу и расскажет о настоящем горе. Оно научит любить и понимать Родину, стремиться сделать ее лучше. А без Родины нет Человека с большой буквы, который твердо стоит на земле.

• Большую роль играет эстетическое воспитание. Научите ребенка слушать пение птиц, шорох листвы, шепот прибоя, классическую музыку. Надо уметь видеть цвета и краски лета и зимы, полевые и садовые цветы, картины русских передвижников и французских импрессионистов….

• Не все могут держать собаку или котенка. Причин масса, но когда в доме есть какая-то живность, важно научить ребенка не только любить и ухаживать за этим существом. Надо научить ребенка не пользоваться своей властью над тем, кто слабее или даже совершенно беззащитен перед ним.

И в заключение:
Дети не могут только хорошо учиться сразу в нескольких школах, аккуратно кушать и складывать свои игрушки. Они капризничают, кричат, озорничают и даже иногда доводят до безумия родителей. Это нормально. Дети не должны быть идеальными! Они должны быть хорошими и счастливыми!