Воспитание детей

мама с ребенком

Маме нравиться забирать Анечку из школы. По дороге дочка рассказывает о новостях, они их обсуждают и еще болтают обо всем на свете, как две подружки. Сегодня Аня сообщила, что Саша, начитанный и умный мальчик, опять не сделал домашнее задание по математике и получил очередную двойку. Мама ответила, что учительница должна вызвать в школу родителей и научить, как заставить сына выполнять задания. В ее школьном детстве было именно так. Но Анечка, такая покладистая и домашняя девочка, вдруг не согласилась! Она сказала, что учить или не учить уроки, решать должен Саша, а его мама не имеет права вмешиваться, это не ее дело.

Анина мама опешила, дочь возражала уверенно и напористо. Да и смысл ее слов о том, что семилетний мальчик сам принимает решения, с которыми обязаны соглашаться взрослые, произвел большое впечатление. Может быть, и Аня хочет самостоятельности и независимости, просто сама это поняла не до конца и четко не сформулировала. Мама не стала спорить, сказала, что ей надо подумать. Ане ответ понравился, он показал, что мама ее не только любит, но и уважает, ей интересно ее мнение.

Что вызвало у маленьких детей такие мысли, телевизор или компьютер, влияние сверстников или семьи. Что такое воспитание детей – наука или искусство, любимая работа или ежедневный труд? Когда надо начинать воспитание – с первого дня жизни или когда ребенок начнет ходить и говорить. Что важнее – научить заботиться о здоровье, помогать в домашних делах или интеллектуальное развитие. Как это совместить, чтобы маленький человечек вырос успешным, здоровым, счастливым человеком.

Главное в воспитание детей – это любовь родителей и образ жизни семьи. Однако советы: любите своего ребенка бескорыстно, сами поступайте только так, как в будущем должен поступать ребенок – не так просты, как кажется на первый взгляд. Очень важно любить и заботиться бескорыстно и искренне, принимая своего малыша таким, каков он есть, не ожидая в первые месяцы и годы жизни благодарности. Ребенка надо гладить по голове, разговаривать с ним, играть и читать стихи.

Если мама берет малыша на руки и говорит ласковые слова только когда меняет памперсы или он падает и плачет, это вызовет естественную ответную реакцию – памперсы придется менять часто и падать такая кроха станет постоянно, ведь затем малыш получает материнское тепло и внимание. Но противоположная ситуация с чрезмерной опекой, беспрерывной лаской и сюсюканьем, поможет вырастить белоручку и неженку, не приспособленного к жизни. надо найти золотую середину, хвалить и поощрять за красивый рисунок, вымытые руки, убранные игрушки и помощь в уборке всей квартиры. Разумно сердиться за плохое поведение, не откладывая наказание на потом, отсроченное наказание не имеет практического воздействия. Надо уметь отделять недомогание и случайность (например, разбитую чашку) от сознательно созданного беспорядка, специальной подножки товарищу, резкого невежливого ответа пожилому человеку. Эти ситуации важно пресекать. Хорошими мамой и папой быть трудно, но необходимо.

С  раннего детства ребенка окружают взрослые и игрушки, с помощью которых он познает внешний мир, его звуки, движения и события. Сколько должно быть игрушек, много или мало? У Ани достаточно, по мнению ее родителей и детского врача. А у соседского Миши игрушек не много, а очень много. Его мама покупает все подряд, говоря, что ей приходится работать дома, а ребенок этого не понимает и отвлекает ее. Но, едва получив новую забаву, Миша быстро ее бросает и уже не хочет играть ни в железную дорогу, ни в подъемный кран, хотя до этого мечтал о них. Почему так? Вероятно, эти покупки ассоциируются у ребенка с родительской любовью, которой ему не хватает, и он все время просит-требует новые и новые свидетельства любви и своей значимости.

По мере взросления меняется и родительская любовь, и обстановка в семье, и приемы воспитания, особенно на пороге подросткового возраста.

Во многих семьях почти ежедневно разыгрывается маленькие сценки. Они идеально отрепетированы, все участники вовремя и с правильными интонациями подают реплики:
– Юра, сходи в магазин за хлебом.
– Сейчас.
– Юра! Сходи же в магазин!
– Ну, сейчас!
– Сколько можно говорить! Или я должна сама пойти!?

В  этот момент Юра встает и походкой страдальца с невыразимой мукой на лице идет в магазин. Вместо одного имени можно поставить любое другое, а вместо магазина героем этой сцены может быть не выброшенный мусор, не постеленная постель, невыученные уроки и даже младший братик, забытый в детском саду. Чем вызвана эта ситуация? Скорее всего, не ленью и не душевной черствостью. Просто подросток за свое детство привык, что взрослые в семье обо всем заботятся сами и не делегируют ему ответственность. Он знает, что мама или папа при необходимости проявят заботу и побегут в магазин. Поэтому, имеет смысл несколько раз оставить семью без хлеба, объяснив, что Юра вчера и сегодня вновь не сумел выполнить свою постоянную обязанность, которую несет как равноправный член семьи.

Воспитывая детей, их надо приучить к постоянным заботам о семье – покупки, помощь в уборке или прополка грядок, и заботам о себе – уборка в своей комнате, уроки, чистая и аккуратная одежда. Требуя от подростка помощи и внимания, его надо не только благодарить, но и поощрять. «Спасибо, что ты купил хлеб. Как быстро ты сбегал, да и хлеб сегодня такой ароматный!»

При воспитании детей и, особенно, подростков, развивая их таланты и способности, формируя стремление к успеху, одного личного примера, который очень важен, недостаточно.

Необходимо терпеливо, иногда исподволь, убеждать и разъяснять. Взрослые должны разделять с подростком его волнения и проблемы. Ведь в переходном возрасте уже подросшим, но еще детям, часто кажется, что их не понимают, что жизнь скучна и монотонна, а самое интересное проходит мимо. Требования и наказания должны быть адекватны, в противном случае они вызовут страх перед взрослыми и желание сделать наоборот.

В  заключение хочется отметить еще три момента:
1). Если ребенок мастер спорта по шахматам или вырос высоким, это не значит, что он взрослый, он все равно ребенок.
2). Нельзя переносить на судьбу детей свои не исполненные желания, каждый имеет право на выбор.
3). Надо растить умного, спортивного, коммуникабельного, но не идеального человека, ведь идеальных детей и людей не бывает.


Настольная книга приемного родителя  скачать
Методические материалы по подготовке приемных родителей  скачать