Такие разные родители…

Если внимательно посмотреть на поведение людей в неформальной обстановке, например, на улице, можно сделать много открытий о природе человеческих отношений. Мне, как начинающему педагогу-психологу, особенно интересно наблюдать за поведением детей и их родителей.

Вон размашистой походкой идет молодой папа, он одновременно курит, говорит по телефону и, оглядываясь на медленно плетущегося за ним малолетнего сына, успевает подгонять его грубыми откликами. О чем думает малыш, понурив голову и надув губки? Может он хотел поделиться с отцом тем, что узнал нового на занятиях или рассказать о противной девочке, которая все пытается его укусить? Или мальчик мечтает, что папа однажды понесет его на своих плечах и малыш увидит мир с высоты птичьего полета. Но папе некогда и непонятно, почему он нервничает. «Наверно, ему неинтересно со мной. Я ничего из себя не представляю» — заключает малыш. Кто-то будет спорить со мной: «Дети не могут так по-взрослому размышлять!» Вынуждена с вами согласиться: у детей не развиты настолько мышление и речь, чтобы логично и обстоятельно донести ход мыслей до близких людей. И, к сожалению, ребенок не может передать всю гамму чувств, которая охватывает его в каждый момент времени: безудержная радость и восторг, смертельная обида и глубокая печаль, невыносимая душевная боль и острая злость…

Каким будет этот мальчик лет через десять? Возможно, ему не захочется проявлять инициативу, он будет испытывать трудности в общении и чувствовать себя неуверенно, ему сложно будет иметь и отстаивать свое мнение…

А может быть, он, наоборот, будет разными неконструктивными способами привлекать к себе внимание, идти напролом, доказывая себе и другим, что он может, имеет право на самовыражение…

В любом случае подобное поведение ребенка – результат попустительского отношения родителей.

Однажды на выставке народных умельцев я стала свидетелем «образцового воспитания». Отец громко и бесцеремонно указывал сыну младшего школьного возраста, к какому изделию подойти, уверенно комментировал их достоинства и недостатки, он постоянно делал ребенку замечания, типа «встань прямо», «убери руки из карманов» и т.п. Авторитарный родитель, принимая все решения и подчиняя ребенка своей воле и авторитету, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическим наказанием, ограничивает его самостоятельность. Если ребенок силен духом и социально активен, то , возможно, в подростковом возрасте, он будет сопротивляться и проявлять агрессию. Робкие, неуверенные в себе подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно.

При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, а, напротив, проявляется подозрительность, постоянная настороженность и даже враждебность к окружающим.

А вот другой пример. На детской площадке гуляет мама со своей маленькой дочкой. «Только что это за гуляние?» — удивилась бы малышка, если бы умела говорить. «По лужам не ходи, ты же девочка! Песок не раскидывай – замараешься! Опять упала, а я тебе говорила: ходить надо с мамой за ручку. Мороженку хочешь? Пойдем, я тебе куплю…» Мама проявляет гиперопеку, т.е . стремится постоянно быть рядом с ребенком, решает за него все проблемы, постоянно тревожится, что с ребенком может что-то произойти. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости ребенка, с другой – к формированию у него тревожности, инфантильности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

И последний пример, который вдохновил меня на создание этой статьи. По радуге не без помощи мамы карабкается малыш. Он крепко держится руками за холодное железо, опираясь уверенно ногами о перекладину. Конечно, чего ему бояться, ведь мама поддерживает его руками. Малыш с каждой перекладиной поднимается выше, а мама уже еле до него дотягивается. И наступает момент, когда невысокого роста мама уже не может помочь сынишке, а карапуз уже не может ни подняться дальше, ни спуститься. Я наблюдаю, что будет дальше. И они начинают вместе смеяться! Бесценные мгновения глубочайшего единения взрослого и ребенка, когда объединяет их радость познания жизненного пространства и своих возможностей. Не часто увидишь таких искренне счастливых членов семьи. Я спросила разрешения помочь в их непростой ситуации и получив добро, помогла малышу спуститься на безопасное место. Глаза ребенка блестели от пережитых ощущений. Таким образом, возможно неосознанно, мама учит ребенка доверию всему его окружению, повышает его конструктивную активность в освоении мира. Именно в такие моменты укрепляется эмоциональный контакт, который не купишь ни за какие деньги. Гуманное отношение к другим людям в развитии ребенка, способствует теплая тесная связь родителей и детей. Это яркий пример гармоничных семейных отношений, где учитываются желания и потребности друг друга, где к ребенку проявляют безусловную любовь и уважение.

Можно приводить бесконечные примеры проявлений таких разных нас, родителей. Важно понимать, какими будут наши дети после нашего влияния на них.



Настольная книга приемного родителя  скачать
Методические материалы по подготовке приемных родителей  скачать