Становление личности

Подростковый возраст ребёнка – это и период опасений и страхов. Это самое трудное время в семье. Как предостеречь ребёнка от большого количества соблазнов, которые подстерегают его на улице? Особенно тогда, когда акценты в общении смещаются, и приоритетными становятся мнения друзей и приятелей. Родители часто не представляют, какому давлению подвергнуто их чадо. Поэтому важно научить подростка говорить «нет» в любой сомнительной ситуации. Учите ребёнка осознавать в себе личность и уважать её. Воспитывайте привычку принимать решения самостоятельно. Умение анализировать свои поступки и чувства, поступки других могут быть полезными в разных ситуациях. А для этого создавайте такие ситуации. Не выдавайте ему готовых советов, спрашивайте мнение при решении каких-то семейных вопросов.

Важно показать подростку, что можно отказываться при разных обстоятельствах. Попробуйте сами принимать «нет» подростка в простых для вас ситуациях. Пусть ребёнок почувствует твёрдость своего «нет», получит удовлетворение от результата общения с вами. Если можете, не перечьте подростку в незначительных для вас вещах. Это укрепит его в том, что он умеет настоять на своём, что он может противостоять обстоятельствам. Способность говорить «нет» даёт человеку самоуважение, ощущение свободы, уверенности в себе. А большинство подростков не умеют говорить «нет». Кстати, чуть ли не треть подростков, пробовавших наркотики, говорят, что не сумели отказаться.

Воспитывать привычку у ребёнка говорить «нет» можно дома, играя в обучающе-развлекательную игру. Один из игроков пробует заставить другого сказать «да», когда тот отвечает на предложения или вопросы. Цель другого в том, чтобы, несмотря ни на что, говорить только «нет». К примеру, можно говорить так: «Я слышал, что вы образованнейший человек» или «Попробуйте конфеты, у них необыкновенный вкус» и т.д. Трудность вызывает то, что, отказавшись, вы попадаете в смешное положение. Например, на фразу «Я слышал, что вы образованнейший человек» — можно ответить «нет», но можно и так: «Нет, но я много учусь». На предложение о конфетах вместо «нет» сказать: «Нет, я и так их съем с удовольствием». Подумайте, всего чуть-чуть изменился акцент, а человек сказал «нет» в свою пользу. Может такая игра покажется несерьёзной, но она очень полезна для выработки умения реагировать быстро на давление со стороны и находить качественные формулировки отказа.

Можно проводить и другую ролевую игру. Родитель с подростком разыгрывают ситуацию, где подросток предлагает какое-либо дело, а родитель должен отказаться, придумав причину. Например: «Нет, мне завтра на работу», «Нет, мне не нравится это», «Можно подумать, но в другое время», «Нет, мне это не подходит» и т.п. Ответы могут быть более аргументированными. Вот таким образом тоже проигрывается ситуация и вырабатывается умение отвечать «нет». Ребёнок учится на примере взрослого.

Учите подростка произносить «нет», отказываться от того, что может быть ему опасным, недопустимым. Это и первая сигарета, и первое предложение выпить спиртное, и предложение попробовать наркотик. Часто ребёнок понимает, что эти предложения сомнительные, но не решается отказать. Он должен знать, что он имеет право отказаться.

Если подросток уверен в себе, открыто смотрит в глаза собеседнику, высоко держит голову, то любому станет ясно, что отказ не обсуждается. А это не приходит само по себе, это воспитывается, прежде всего, в семье. Надо сделать всё, чтобы беспокойное время перехода в зрелость прошло как можно благополучнее для всех.



Детская мебель moll — стол трансформер