Современные родители часто учат детей «постоять» за себя: отомстить обидчику, проучить, наказать любой ценой. Дети вырастают мстительными. С одной стороны – в обиду себя не дадут. С другой – жить среди таких взрослых тяжело и неприятно: мало ли что им покажется обидой.
Боль и обиду дети испытывают с самого раннего возраста. И именно в раннем возрасте родители учат ребенка реагировать на эти чувства: как быть, если у тебя растоптали куличик, ударили совком по голове? Один родитель говорит: «Ах, как обидно! Но ведь не нарочно? Давай помиримся и сделаем новый вместе». А другой подначивает: «Чего ждешь? Ты тоже ударь!»
Особенно легко проникаются идеями мести дети, чувствующие себя в чем-то ущербными, подозрительные, недолюбленные. Им чаще других кажется, что их специально обижают, плохо с ними обращаются. Смертельной обидой для них становится любое проявление неуважения, даже свпровоцированное им собственным поведением. Один пятиклассник обзывает другого, тот отвечает ему: «Заткнись», и делается его смертельным врагом навсегда.
Хуже всего, когда мстители подрастают: сила уже не детская. Ответственность тоже не детская, а поведение все тоже, из песочницы. Теперь уже девятиклассник девятиклассника зовет на честный бой – перелом носа, сотрясение мозга, уголовное дело о нанесении телесных повреждений, а других способов решить конфликт как не было, так и нет.
Справиться с этим можно только тогда, когда взрослый, несущий ответственность за ребенка, сам понимает, что насилие в ответ на насилие не универсальный способ решения проблем. Но если уж вы осознали проблему, то решать ее нужно с двух концов.
Прежде всего, старайтесь сформировать у ребенка комплекс полноценности: ободряйте, вселяйте в него уверенность в собственные силы, хвалите за достижения, любите своего ребенка «просто так», учите находить и сохранять внутреннее равновесие, чтобы не взвиваться всякий раз в ответ на пустяковую подначку.
Кроме того, учить ребенка иначе выражать гнев и обиду: не кулаками и криками, а словами. Учите их говорить о своих чувствах, доносить их до обидчика.
В личных отношениях с мстительными детьми тоже приходится соблюдать осторожность. Общение с ними как прогулки по минному полю: шаг влево, шаг вправо – взрыв. Поэтому родителям и учителям стоит отказать от привычных методов давления: приказов, угроз, сарказма и нотаций. Наказание лишь добавит масло в огонь и сделает планы мести более изощренными.
Ищите приемлемые способы выразить свой гнев. Старайтесь выйти из конфликта, не дожидаясь взрыва, и обсуждайте проблему позднее, когда страсти улягутся. И как бы больно не сделал вам ребенок, не унижайте его в ответ: этим конфликт разрешить нельзя. А вывести его на новый виток можно. Задача взрослого непростая – личным примером показать ребенку, что можно быть выше, умнее и лучше.
А для этого постарайтесь увидеть в ребенке не соперника, желающего сделать вам больно, а человека, которому трудно. И ребенка учите тому же: умению разглядеть во враге человека со всеми его слабостями.
Агрессия обычно возникает в ответ на страх, неуверенность или унижение. Спросите у ребенка: отчего защищается агрессор? Почему он видит в тебе угрозу? Как бы ты повел себя на его месте? Ключ к решению часто кроется в том, чтобы научить ребенка правильно понимать смысл происходящего и адекватно на него реагировать.
Во взрослой жизни умение бить в лоб не так важно, как умение сопереживать, сочувствовать и ставить себя на место другого. Это тот самый «эмоциональный интеллект», который становится залогом всего, чем люди дорожат в жизни: счастливого брака, хороших отношений с друзьями, коллегами и детьми. И с постаревшими родителями тоже — хотя бы из этих соображений не стоит растить из своих детей беспощадных мстителей.
Настольная книга приемного родителя скачать
Методические материалы по подготовке приемных родителей скачать