Значение игры для воспитанников детских домов

К  сожалению, Россия занимает первое место по количеству детей-сирот. Многие семьи находятся в группе риска, то есть дети из их семей являются претендентами на перевод в детские дома.

Воспитательные учреждения делятся на два основных типа: дома малютки и детские дома.
В  домах малютки находятся дети в возрасте до трех лет. В случае, если ребенка не определяют в семью, то его переводят в детский дом, где находятся дети до 18 лет. Как видно, система социального обеспечения такова, что ребенок сирота, как минимум 1 раз переживет смену обстановки, сложности адаптации к новым людям, месту.

Кроме того, существуют понятие «биологический сирота» и «социальный сирота». К первой категории детей относятся дети, чьих родителей нет в живых или признаны судом таковыми. Социальные сироты-это дети, родители которых лишены прав или по другим причинам не способны воспитывать детей сами. Возраст, в котором ребенок попадает в детский дом- любой, всё зависит от жизненных ситуаций. В любом случае, сироты приобретают ряд серьезных психологических и социальных проблем.

Замкнутость, агрессия, склонность к воровству и лжи, депрессии, неумение постоять за себя, полное отсутствие важных социальных навыков -это далеко не полный перечень проблем, которые воспитанники детских домов уносят с собой во взрослую жизнь.

Поэтому крайне важно, чтобы процесс воспитания детей-сирот был организован правильно и грамотно. Необходимо учитывать возрастные особенности детей, особенности воспитания детей в семье до распределения в детский дом, уровень развития и т. д.

Но сложно отрицать, что какой бы сложной судьбой не был наделен ребенок, нужно в первую очередь рассматривать его как ребенка, и исходя из этого, строить социально-педагогическую и психологическую работу с ним. Самый доступный метод работы с детьми практически всех возрастов — это игра. С помощью игр можно организовать не только интересный процесс обучения в рамках образовательных программ, но и привить ребенку важные социальные навыки. Раскрыть и развить личностные качества.

Игры могут быть групповыми и индивидуальными, подвижными и тихими, но цель их должна быть одна-развитие. Сложность воспитания детей в государственных учреждениях состоит в том, что часто не хватает сотрудников. Дети обделены вниманием. Не получают должной заботы и поддержки. Большое значение имеет степень подготовки кадров ля работы с этой категорией детей.

Игры для детей-сирот — это хороший способ организации времени для таких детей. С помощью различных игр можно многому их научить, способствовать становлению личности, развить различные умения и навыки, привить к детям лучшие качества.

Особенно важны игры на развитие в детях умения работать в команде и коллективе, так как выпускникам рано или поздно придётся выйти на работу, сотрудничать со многими людьми, и необходимо, чтобы адаптация к новым условиям проходила как можно легче.

Особое значение имеют игры «семейной» направленности. Например игры типа «дочки-матери», игры, связанные с приготовлением пищи или уборкой. Освоив важные навыки в игре, ребенку будет проще воплотить их в жизни. Крайне важно, чтобы ребенок-сирота не боялся создания своей собственной семьи. Через игру можно раскрыть детям саму суть семьи, в чём её функция, какими должны быть родители и многое другое. К сожалению, не редки случаи, когда ребенок, изъятый из неблагополучной семьи, потом, став взрослым, создает её копию, порождая тем самым круговорот социального неблагополучия и проблем.

Так же через игры очень доступно развитие в детях представления о здоровом образе жизни, можно интересно преподнести знания о вреде курения, алкоголя и наркотиков. Также через игры, конечно же. Для детей более старшего возраста можно проводить сексуальное воспитание : важно сформировать понимание опасности беспорядочных половых связей, ранней беременности и абортов, а так же дать информацию о болезнях, передающихся половым путем.

При грамотной и правильной организации процесса воспитания детей-сирот, рациональном выборе средств и методов воспитания, вполне возможно, что выпускники детских домов войдёт во взрослую жизнь зрелыми личностями, с хорошо развитыми социальными навыками, разумными целями и планами на жизнь.