Вы хотите взять приемного ребенка?

Психологические особенности детей-сирот разного возраста

Вы хотите усыновить ребенка, оформить опеку, открыть семейный детский дом? Что-ж похвальное желание и вам уже говорили, что надо хорошо подумать, прежде чем совершить столь серьезный шаг?
Если у вас все-таки появилось такое желание, то вероятнее всего вы продумали некоторые моменты предстоящих перемен в вашей жизни и вполне осознаете, что большая часть вашего личного времени будет посвящена ребенку. И ваш семейный бюджет, наверняка, подвергся тщательному анализу в реальном времени и на длительную перспективу в будущее. И, все-таки, это не самые главные вопросы. К рассуждениям о затратах или увеличениях семейного бюджета в случае опеки, усыновлении приемного ребенка мы вернемся в другой статье.
А сейчас поговорим о морально-этической стороне этого вопроса. Для того, чтобы не нанести душевной травмы ребенку, не отчаяться реализовать себя как родитель, вам, решившимся на этот шаг, необходим хотя бы минимум знаний о социально-психологических особенностях детей-сирот.

Спросите себя, для чего вам это надо?

Если ответом будет:
1). У меня нет детей, а в каждой нормальной семье они есть;
2). Мне скучно и одиноко в этой жизни;
3). Моему ребенку нужен братик или сестричка;
4). Надо для кого-то зарабатывать деньги;
5). Чтобы в старости было кому кружку воды подать, ТО – вы не готовы быть приемным родителем, дайте себе время, решение ваших проблем лежит в другой плоскости.

Если ответом будет:
1). Мое сердце переполнено любовью, у меня есть потребность подарить эту любовь маленькому ребенку не ожидая ничего в замен;
2). Ребенок — радость в семье, а трудности и проблемы – это повседневная жизнь, они проходят и забываются;
3). В жизни сделано много ошибок;
4). Пришло время их исправлять, подарить дом и любовь брошенному ребенку – это искупление грехов, очищение и труд для души, ТО, ответ ДА.

На какой возраст вы ориентированы?

Младенческий возраст.


Именно в этом возрасте большинство детей усыновляют.
Преимущества: С первых дней жизни ребенок получает полноценное эмоциональное общение, родительскую любовь и тепло – легче присходит адаптация ребенка в новой семье и это способствует своевременному развитию всех познавательных и физиологических процессов. Даже в самом идеальном детском доме персонал не в силах уделить столько времени и душевных сил младенцу для его полноценного развития. И очень часто при внешне благополучном состоянии, ребенок, испытывающий «эмоциональный голод» в раннем детстве вырастает духовным «калекой».
Недостатки: В младенчестве не всегда проявляются возможные родовые патологии и неблагополучная наследственность. Многие, особенно молодые пары, проявляя высший пилотаж образованности и осведомленности, с большой тщательность «отбраковывают» младенцев при малейшем намеке на отклонения в физическом развитии. Слушайте свое сердце! Любовь, забота, самопожертвование – это не пустые слова, они способны сотворить чудо, и гадкий утенок может стать прекрасным лебедем !

Ранний возраст и дошкольный.


Таких детей одинаково часто усыновляют и берут под опеку.
1).Дети, с рождения, воспитывающиеся в государственных учреждениях.
Особенности таких детей в том, что они вообще не знают, что существует такие явления, как семья, мама, папа, братья, сестры. В большом коллективе детского дома есть много людей – они разные, кто-то пожалеет, поиграет, кто-то обидит, накажет. Ребенок приспосабливается к этой среде, его поведение в корне отличается от поведения «домашнего» ребенка, но для него оно нормально, он просто не знает: «Как по- другому?» Такой ребенок мало задает вопросов, не так любознателен, как мы привыкли, не настолько эмоционален, при этом у него может оказаться вполне потенциальный интеллект и неординарные способности. Он как «замороженный», и только сила вашей любви и терпения способны растопить этот лед. Этим детям надо в два раза больше уделять внимания и времени, чем обычным домашним детям, чтобы наверстать упущенное. Через несколько лет проживания в семье, как правило, эти дети ни чем не отличаются от своих сверстников.
2).Дети, рожденные в семье, но по каким то причинам, оказавшиеся в государственном учреждении.
Как правило, это социальные сироты, родители которых лишены родительских прав. Не смотря на то, что это неблагополучные семьи, у таких детей все-таки есть минимальный социальный опыт, они помнят (на подсознательном уровне точно) что есть мама, папа, родные люди. Возможно, некоторые модели поведения искажены, но все-таки они есть. Не исключена плохая наследственность. Воспитывая такого ребенка, вам придется накладывать новый опыт на прежний, и очень важно, чтобы новый опыт сопровождался более яркими сильными эмоциями, тогда прежний опыт будет замещен. Для таких детей требуется немного больше времени для того, чтобы он вжился в семью, стал вам родным. Это как веточка-дичек, которую срезали и привили к плодовому дереву – сначала поболит, но обязательно привьется и пойдет в рост.

Школьный подростковый возраст.


Дети, с рождения, воспитывающиеся в государственных учреждениях. Таких детей, как правило, берут под опеку, или на домашнее воспитание в патронажную семью.
Со временем они научаются жить в детском доме — своей «большой семье», и даже, извлекать из этого выгоду. Они понимают, что вокруг не мало хороших людей, и они готовы поучаствовать в их жизни, во многом помочь, но до определенной степени. Даже самая хорошая воспитательница уходит домой к своим детям и ее не бывает рядом, может в самый нужный момент. Любовь этих детей трудно заслужить, потому что они никому не верят. Они социально старше своих сверстников, потому что испытали в своей жизни нелюбовь, боль разочарования, одиночества в толпе людей. Но они совершенно беспомощны в социальной среде и в быту, коллективная жизнь накладывает отпечаток на поведение ребенка. Такие дети не имеют понятия о совершенно простых вещах, например, чай воспринимается в целом как сладкий напиток прозрачного коричневого цвета, но о том, как он делается- они могут и не знать. Эти дети не жадные, но эгоистичные, они пожалеют бродячую собаку, но могут проявлять жестокое равнодушие к сверстникам или взрослым. Психика детей-сирот надломлена, свои истинные чувства они прячут. Они могут имитировать чувства к вам, таким образом, манипулируя вами в своих интересах, практически так же поступали с ними. Воспитание сироты – подвиг, не всегда люди, взявшие на себя такую ношу справляются с ней. Те, кто не опускает руки и не отказывается от приемного ребенка, не просто достоин уважения, говорят «приводя в свой дом сироту, вы приводите в него ангела»
Дети, попавшие на воспитание в государственное учреждение в сознательном возрасте, прожившие достаточно времени в неблагополучной семье немного отличаются от категории в данной возрастной группе. У многих уже сформированы вредные привычки и асоциальные формы поведения. Дети-бродяги, воришки, алкоголики. Большинство из них непреодолимо тянет в прежнюю среду обитания, моральные нормы не сформированы, это самая трудная категория детей и самая трудновозвращаемая к социально-благополучной жизни. Такие дети являются «миной замедленного действия». В обществе, где много брошенных и обездоленных детей появляется много брошенных, одиноких, несчастных стариков. Мы сами расплачиваемся за свое равнодушие, наивно считая, что нас это не касается, что несчастный ребенок за забором никогда не окажется рядом с нами, не повлияет на наше благополучие… Трудными подростками, оставшимися без родительского внимания, в основном, интересуются только представители органов опеки, либо волонтеры, остальные добропорядочные граждане, в лучшем случае, предпочитают не замечать проблемы. И, если, кому-то приходит в голову мысль об усыновлении, то данная категория сирот, даже не будет рассматриваться. Но очень оптимистичным явлением нашего времени являются семейные детские дома, эта форма воспитания гораздо ближе и по форме и по содержанию к настоящей семье. Осиротевшие дети в старшем возрасте нередко находят семейное тепло и любовь именно в таком доме.
Если Вы, прочитав статью, не засомневались и не передумали взять приёмного ребенка в семью;- Вы на правильном пути.


Настольная книга приемного родителя  скачать
Методические материалы по подготовке приемных родителей  скачать